|
Данте Алигьери. Божественная комедия
Перевод и примечания М. Лозинского
Примечания следуют в конце каждой песни
Сокращения: А. - "Ад". Ч. - "Чистилище". Р. - "Рай". Эн. - Вергилий, "Энеида". Метам. - Овидий, "Метаморфозы".
|
1 Когда твой Карл, прекрасная Клеменца,
Мне пролил свет, он, вскрыв мне, как вражда
Обманет некогда его младенца,
4 Сказал: "Молчи, и пусть кружат года!"
И я могу сказать лишь, что рыданья
Ждут тех, кто пожелает вам вреда.
7 И жизнь святого этого сиянья
Опять вернулась к Солнцу, им полна,
Как, в мере, им доступной, все созданья.
10 Вы, чья душа греховна и темна,
Как от него вас сердце отвратило,
И голова к тщете обращена?
13 И вот ко мне еще одно светило
Приблизилось и, озарясь вовне,
Являло волю сделать, что мне мило.
16 Взор Беатриче, устремлен ко мне,
В том, что она с просимым согласилась,
Меня, как прежде, убедил вполне.
19 "Дай, чтобы то, чего хочу, свершилось,
Блаженный дух, - сказал я, - мне явив,
Что мысль моя в тебе отобразилась".
22 Свет, новый для меня, на мой призыв,
Из недр своих, пред тем звучавших славой,
Сказал, как тот, кто щедрым быть счастлив:
25 "В Италии, растленной и лукавой,
Есть область от Риальто до вершин,
Нистекших Брентой и нистекших Пьявой;
28 и там есть невысокий холм один,
Откуда факел снизошел, грозою
Кругом бушуя по лицу равнин.
31 Единого он корня был со мною;
Куниццой я звалась и здесь горю
Как этой побежденная звездою.
34 Но, в радости, себя я не корю
Такой моей судьбой, хоть речи эти
Я не для вашей черни говорю.
37 Об этом драгоценном самоцвете,
Всех ближе к нам, везде молва идет;
И прежде чем умолкнуть ей на свете,
40 Упятерится этот сотый год:
Тех, чьи дела величьем пресловуты,
Вторая жизнь вослед за первой ждет.
43 В наш век о ней не думает замкнутый
Меж Адиче и Тальяменто люд
И, хоть избит, не тужит ни минуты.
46 Но падуанцы вскорости нальют
Другой воды в Виченцское болото,
Затем что долг народы не блюдут.
44 А там, где в Силе впал Каньян, есть кто-то,
Владычащий с подъятой головой,
Кому уже готовятся тенета.
52 И Фельтро оросит еще слезой
Грех мерзостного пастыря, столь черный,
Что в Мальту не вступали за такой.
56 Под кровь феррарцев нужен чан просторный,
И взвешивая, сколько унций в ней,
Устал бы, верно, весовщик упорный,
58 Когда свой дар любезный иерей
Преподнесет как честный враг крамолы;
Но этим там не удивишь людей.
61 Вверху есть зеркала (для вас - Престолы),
Откуда блещет нам судящий бог;
И эти наши истины глаголы".
64 Она умолкла; и я видеть мог,
Что мысль она к другому обратила,
Затем что прежний круг ее увлек.
67 Другая радость, чье величье было
Мне ведомо, всплыла, озарена,
Как лал, в который солнце луч вонзило.
70 Вверху весельем яркость рождена,
Как здесь - улыбка; а внизу мрачнеет
Тем больше тень, чем больше мысль грустна.
73 "Бог видит все, твое в нем зренье реет, -
Я молвил, - дух блаженный, и ничья
Мысль у тебя себя украсть не смеет.
76 Так что ж твой голос, небо напоя
Среди святых огней, чей хор кружится,
В шести крылах обличия тая,
79 Не даст моим желаньям утолиться?
Я упредить вопрос твой был бы рад,
Когда б, как ты в меня, в тебя мог влиться".
82 "Крупнейший дол, где волны бег свой мчат, -
Так отвечал он, - устремясь широко
Из моря, землю взявшего в обхват,
85 Меж розных берегов настоль глубоко
Уходит к солнцу, что, где прежде был
Край неба, там круг полдня видит око.
88 Я на прибрежье между Эбро жил
И Магрою, чей ток, уже у ската,
От Генуи Тоскану отделил.
91 Близки часы восхода и заката
В Буджее и в отечестве моем,
Согревшем кровью свой залив когда-то.
94 Среди людей, кому я был знаком,
Я звался Фолько; и как мной владело
Вот это небо, так я властен в нем;
97 Затем что не страстней была дочь Бела,
Сихея и Креусу оскорбив,
Чем я, пока пора не отлетела,
100 Ни родопеянка, с которой лжив
Был Демофонт, ни сам неодолимый
Алкид, Иолу в сердце заключив.
103 Но здесь не скорбь, а радость обрели мы-
Не о грехе, который позабыт,
А об Уме, чьей мыслью мы хранимы.
106 Здесь видят то искусство, что творит
С такой любовью, и глядят в Начало,
Чья благость к высям дольный мир стремит.
109 Но чтоб на все, что мысль твоя желала
Знать в этой сфере, ты унес ответ,
Последовать и дальше мне пристало.
112 Ты хочешь знать, кто в этот блеск одет,
Которого близ нас сверкает слава,
Как солнечный в прозрачных водах свет.
115 Так знай, что в нем покоится Раава
И, с нашим сонмом соединена,
Его увенчивает величаво.
118 И в это небо, где заострена
Тень мира вашего, из душ всех ране
В Христовой славе принята она.
121 Достойно, чтоб она среди сияний
Одной из твердей знаменьем была
Победы, добытой поднятьем дланей,
124 Затем что Иисусу помогла
Прославиться в Земле Обетованной,
Мысль о которой папе не мила.
127 Твоя отчизна, стебель окаянный
Того, кто первый богом пренебрег
И завистью наполнил мир пространный,
130 Растит и множит проклятый цветок,
Чьей прелестью с дороги овцы сбиты,
А пастырь волком стал в короткий срок.
133 С ним слово божье и отцы забыты,
И отдан Декреталиям весь пыл,
Заметный в том, чем их поля покрыты.
136 Он папе мил и кардиналам мил;
Их ум не озабочен Назаретом,
Куда раскинул крылья Гавриил.
139 Но Ватикан и чтимые всем светом
Святыни Рима, где кладбище тех,
Кто пал, Петровым следуя заветам,
142 Избудут вскоре любодейный грех".
Примечания
Третье небо - Венера (окончание)
1. Клеменца - дочь Карла Мартелла.
3. Его младенца - Карла Роберта, чьи права на неаполитанский престол
узурпировал его дядя Роберт.
8. Вернулась к Солнцу - то есть погрузилась в созерцание божества.
13. Еще одно светило - Куницца да Романе (умерла ок. 1279 г.), сестра
Эдзелино IV (см. прим. 29-30), прославившаяся своим распутством, а на
старости лет обратившаяся к делам милосердия.
26-27. Есть область... - Это Тревизанская марка, расположенная между
владениями Венеции, с ее главным островом Риальто, и горами с которых
стекают реки Брента и Пьява (Пьяве).
28. Невысокий холм - холм и замок Романо.
29-30. Факел - Эдзелино IV да Романо, падуанский тиран (А., XII, 110).
Рассказывали, что его матери приснилось, будто она родила горящий факел,
сжегший всю Тревизанскую марку.
37. Об этом драгоценном самоцвете - то есть о Фолько Марсельском (см.
ст. 67 и прим.).
40. Упятерится этот сотый год. - То есть: "Пять раз (в смысле: много
раз) наступит, как теперь (в 1300 г.), последний год столетия".
42. Вторая жизнь - то есть бессмертие славы.
44. Меж Адиче и Тальяменто - то есть в Тревизанской марке.
46-48. Вероятный смысл: "За то, что падуанцы оказывали сопротивление
Генриху VII, они вскоре наполнят своею кровью болото возле осажденной ими
Виченцы, когда против них выступит Кангранде делла Скала (в 1314 г.)".
49-51. Где в Силе впал Каньян - то есть в Тревизо, беспечно властвует
Риццардо да Камино, которого убьют в 1312 г.
53-60. Грех мерзостного пастыря. - Алессандро Новелло, епископ города
Фелътро, выдал гвельфам доверившихся ему феррарских эмигрантов, которые и
были казнены (в 1314 г.).
54. Мальта - папская тюрьма на Больсенском озере.
61-63. Престолы - третий по старшинству ангельский чин. Куницца
поясняет, что эти ангелы, пребывающие в Эмпирее, отражают, как зеркала,
мысли бога, верховного судьи, и, читая в них эти мысли, блаженные души могут
предсказывать будущее.
67. Другая радость - то есть другая ликующая душа. Это Фолько (Фолькет)
Марсельский, провансальский трубадур, который, став епископом тулузским,
выступил яростным гонителем альбигойцев (жестоко подавленное еретическое
движение народных масс Южной Франции). Умер в 1231 г.
70-71. Вверху - в Раю. Здесь - на земле. Внизу - в Аду.
77-78. Среди святых огней - то есть среди серафимов, закрывающих себя
шестью крыльями.
82-87. Крупнейший дол... - Смысл: "Средиземное море так далеко уходит к
востоку (к солнцу), что небесный круг, являвшийся в его западной части
горизонтом (краем неба), становится в восточной его части меридианом (кругом
полдня)". Средневековая география полагала, что Средиземное море
простирается на 90 градусов долготы.
88-90. Фолько жил в Марселе, лежащем посредине между устьями Эбро и
Магры.
91-92. Марсель и город Буджея (арабск. - Беджая) на африканском берегу
лежат почти на одном меридиане.
93. Согревшем кровью свой залив когда - то. - Намек на морскую победу
Децима Брута (см. прим. Ч., XVIII, 101-102).
97-98. Дочь Бела - Дидона (А., V, 61-62; Р., VIII, 9), своей любовью к
Энею оскорбившая память своего мужа Сихея и Креусы, жены Энея.
100-101. Родопеянка - легендарная фракийская царевна Филлида, жившая
возле Родопских гор, которая повесилась, когда ее жених, афинский царевич
Демофонт, отлучился на родину и долго не возвращался.
102. Алкид - Геракл (см. прим. А., XII, 67-69).
115. Раава - по библейской легенде, иерихонская блудница Раав, которая
укрыла разведчиков Иисуса Навина и этим помогла ему взять Иерихон.
118-119. Где заострена тень мира вашего. - В средние века считали, что
острие земной тени упирается в небо Венеры.
123. Победы, добытой поднятьем дланей - то есть молитвой.
124. Иисусу - то есть Иисусу Навину (см. прим. 115).
126. Папе не мила. - Папа Бонифаций VIII не помышляет об отвоевании
Палестины у мусульман.
128. Того, кто первый богом пренебрег - то есть дьявола.
130. Проклятый цветок - то есть флорин (см. прим. А., XXX, 74).
134. И отдан Декреталиям весь пыл. - Усердно изучаются только папские
декреталии, то есть постановления, регулирующие каноническое право, из
которых духовенство старается извлечь возможно больше выгод.
135. Чем их поля покрыты. - Два толкования: 1) следами часто
перелистывавших пальцев; 2) обильными примечаниями.
137-138. Их ум не озабочен Назаретом - то есть тем, что Палестина во
власти мусульман. В Назарет, по евангельской легенде, архангел Гавриил
прилетел возвестить деве Марии, что она родит Христа.
142. Избудут вскоре любодейный грех - то есть будут вскоре избавлены от
власти дурных пап, забывающих, что они "супруги церкви", и отдающих свое
сердце корыстолюбию.
|
|
|
|